2002г.

Лень - двигатель прогресса. Мужчины, как наиболее ленивые существа, его (прогресс) и двигают.

Но это общий тезис. А идея устройства транца под мотор не могла не родиться на просторах Капустных озер и Канозера (р.Умба) под яростную греблю против ветра на груженом кате с несовершеннолетними матросами.

Общие положения просты - движок должен быть легким и надежным, желательно с бензобаком внутри корпуса (что бы не крепить бак и шланг поверх барахла в гермах). По мощности были сомнения - потянет ли 2 л.с. кат с достойной скоростью? А движки от 4 л.с. уже не имеют встроенных бачков под горючее и много тяжелее (от 24 кг и более). Наш отечественный "Салют" исходно не рассматривался, т.к. необходимость возить с собой в ремнаборе еще один движок по частям и регулярно его перебирать не вдохновляла и полностью компенсировала разницу в цене.

В итоге была выбрана 4-тактная Honda 2 л.с. - это 12 кг веса, 95-й бензин (без добавки масла), заправка масла в картер - 200г на сезон. Свечи маслом не забрасывает по определению 4-тактного двигателя, бачка на 1,1 л хватает на 3 часа хода. Единственное неудобство - при залитом в картер масле долгосрочно допускает лишь вертикальное положение и "на левом боку" - иначе масло из картера затекает в цилиндр и еще куда попало. Неудобств при транспортировке это не вызвало. А при дальней перевозке можно масло просто слить.

Транец представляет собой доску, двумя дюралевыми хомутами через полосы резины прикрепленную к задней поперечине рамы с упором от нижнего края транца к предыдущей поперечине (см. рисунок). Упор не дает транцу провернуться вокруг поперечины.

Катамаран - это еще и причал для байдарок

Хорошо бы изобразить в носовой части рамы что-то вроде шверта, легко убираемого на порогах. Без шверта катамаран поворотом движка практически не управляется, но есть простой выход - движок закрепляется в положении "прямо", а рулится кат веслом с кормы между баллонов. При движении по реке это более простой вариант, позволяющий мгновенно поднять мотор и идти в режиме сплава по мелям и шиверам. Шверт хорош при долгих переходах по ровной воде.

Результаты недельного хождения под мотором по шхерам северной Ладоги:

- пройдено 100 км по волне и без волны, сожжено около 8 л 95-го бензина. Как реальный расход это оценивать нельзя, т.к. режим работы был нештатный: таскали на буксире байды, людей в спасиках, гонялись за утками на предмет отстрела и т.п.

- скорость груженого ката с экипажем из 5 бездельников на половинной мощности - 7-8 км/ч

- то же, на полной мощности - 10-11 км/ч

- тащили против несильного ветра и волны 4 байды со скоростью 6-7 км/ч

>- ходили по открытой Ладоге с загрузкой 9 человек по легкой волне со скоростью 6-7 км/час на половинной мощности

- полный бак при груженом кате при скорости 7-8 км/ч мотор съедает за 3 часа

Honda заводится с первого рывка стартера, ведет себя идеально (по сравнению с Ветерками, Вихрями и т.д.). На холостых оборотах почти бесшумно тащит кат на 3-4 км/ч. Все скорости замерялись GPS-ом, разброс цифр определяется ветром и загрузкой.

ИТОГО: конструкция легкая, собирается за 20 минут из обрезка доски и бруска, движок легкий и надежный (жаль, что недешевый). Для карельских сплавных рек с их плесами и озерами - то, что надо! Да и по Ладоге на таком дредноуте ходить надежно.

НО! Не стоит ходить в-одиночку и без канистры с бензином - в период обкатки мне удалось спалить бензин на середине плеса, под хорошим ветром, дующим "не в ту сторону". Гребля одним веслом на 5-метровом кате против ветра - удовольствие своеобразное... Но это уже из серии "самозащиты от дурака".

P.S.

В 2003 году на описанной выше конструкции было пройдено около 200 км по Карелии (Чирко-Кемь и Кемь) - см. описание. На маршрут ушло 10 л бензина (под мотором шли все плесы, при этом байдарки постоянно норовили "повиснуть" на кате).

На Ладоге в том же году при экипаже 6 чел + кобель + КУЧА барахла успешно двигались против нехилого ветра и волн с "барашками" на крейсерской скорости 6-7 км/ч.

В 2004 и 2006 гг. под мотором дважды пройдены "гладкие" участки р.Кереть и Чупа-губа Белого моря.

В 2005г - нижнее течение р.Собь (Пол.Урал) и 40км по Оби до Лабытнанги. Шли под мотором связкой двух катов-четверок плюс двойка сверху - т.е. 10 человек пассажиров. 40 км прошли на 3л бензина за 5 часов.

За 5 сезонов эксплуатации с Хондой не возникло ни одной технической проблемы. Даже не было нужды вывинчивать и чистить свечу! Т.е. все обслуживание - залить весной свежее масло, погонять на холостых и слить (типа промывки картера после хранения). Масло использую Хондовское, фляги 0,5 л хватает на два-три сезона.